Гоголь Николай Васильевич

Гоголь Николай Васильевич

собрание сочинений Gatchina3000.ru



В начало





 

Николай Гоголь

Выбранные места из переписки с друзьями

Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России



			Оглавление 'Переписка с друзьями'





XXIV
     ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕНА ДЛЯ МУЖА В  ПРОСТОМ  ДОМАШНЕМ  БЫТУ,  ПРИ  НЫНЕШНЕМ
ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ В РОССИИ
     Долго думал я, на кого из вас напасть:  на  вас  или  на  вашего  мужа?
Наконец  решаюсь  напасть  на  вас:  женщина  скорей  способна  очнуться   и
двинуться. Положенье вас обоих, хотя вы считаете себя на  верху  блаженства,
по мне, не только не блаженно, но даже хуже положения тех,  которые  считают
себя в горе и несчастии. У вас обоих есть много  хороших  качеств  душевных,
сердечных и даже умственных, и нет только того, без чего все это ни  к  чему
не послужит: нет внутри себя управленья собою.  Никто  из  вас  не  господин
себе. В вас нет характера, признавая  характером  крепость  воли.  Ваш  муж,
чувствуя этот недостаток в себе, женился нарочно затем, чтобы найти  в  жене
себе возбужденье на всякое дело и подвиг. Вы  за  него  вышли  замуж  затем,
чтобы он был вашим возбудителем во всяком деле жизни. Оба друг от друга ждут
того, чего нет у обоих. Говорю вам: положенье ваше не только не блаженно, но
даже опасно. Вы оба расплыветесь и распуститесь  среди  жизни,  как  мыло  в
воде; все ваши достоинства и добрые качества исчезнут в беспорядке действий,
который один сделается вашим характером, и станете  вы  оба  -олицетворенное
бессилие. Молите бога  о  крепости.  У  бога  можно  все  вымолить,  даже  и
крепость, которую,  как  известно,  никакими  средствами  не  может  достать
бессильный и слабый человек. Поступите  только  умно.  "Молись  и  к  берегу
гребись", -говорит пословица. Произносите в себе и поутру, и  в  полдень,  и
ввечеру, и во все часы дня: "Боже, собери меня всю в самое меня  и  укрепи!"
-и действуйте в продолженье целого года так, как  я  вам  сейчас  скажу,  не
рассуждая покуда, зачем и к чему это. Всю хозяйственную часть дома  возьмите
на себя; приход и расход чтобы был в ваших руках. Не ведите общей  расходной
книги, но с самого начала года сделайте смету  всему  вперед,  обнимите  все
нужды ваши, сообразите вперед, сколько можете и сколько вы должны  издержать
в год, сообразно вашему достатку, и все приведите в круглые суммы. Разделите
ваши деньги на семь  почти  равных  куч.  В  первой  куче  будут  деньги  на
квартиру, с отопкою, водой, дровами и всем, что ни относится до стен дома  и
чистоты двора. Во второй  куче  -  деньги  на  стол  и  на  все  съестное  с
жалованьем повару и продовольствием всего, что ни  живет  в  вашем  доме.  В
третьей куче -экипаж: карета, кучер, лошади, сено, овес, словом -  все,  что
относится к этой части. В четвертой куче - деньги на гардероб, то есть  все,
что нужно для вас обоих затем, чтобы показаться в свет иль  сидеть  дома.  В
пятой  куче  будут  ваши  карманные  деньги.  В  шестой  куче  -  деньги  на
чрезвычайные издержки, какие могут  встретиться:  перемена  мебели,  покупка
нового экипажа и даже вспомоществование кому-нибудь из ваших  родственников,
если бы он возымел внезапную надобность. Седьмая куча - богу, то есть деньги
на церковь и на бедных. Сделайте так, чтобы эти семь  куч  пребывали  у  вас
несмешанными, как бы семь отдельных министерств. Ведите расход каждой особо,
и ни под каким предлогом не занимайте из  одной  кучи  в  другую.  Какие  ни
представлялись бы вам в это время выгодные покупки и как  бы  ни  соблазняли
они вас своею дешевизною, не покупайте.  На  это  можете  отважиться  потом,
когда побольше укрепитесь. А теперь не позабывайте ни на миг,  что  все  это
вами делается для покупки твердого характера, а это покупка покамест для вас
нужнее всякой другой покупки, и потому будьте в этом упрямы. Просите бога об
упрямстве. Даже и тогда, если бы оказалась надобность помочь бедному, вы  не
можете употребить на это больше того, сколько находится в определенной на то
куче. Если бы  даже  вы  были  свидетелем  картины  несчастия,  раздирающего
сердце, и видели бы сами, что денежная помощь  может  помочь,  не  смейте  н
тогда дотрогиваться до других куч, но поезжайте по  всему  городу,  по  всем
вашим знакомым и старайтесь  преклонить  их  на  жалость:  просите,  молите,
будьте готовы даже на униженье себя, чтобы это осталось вам в урок, чтобы вы
помнили вечно, как вы  были  доведены  до  жестокой  необходимости  отказать
несчастному, как вы должны были из-за этого подвергнуться  унижению  и  даже
осмеянью публичному; чтобы это не выходило у вас из ума, чтобы вы через  это
приучались обрезывать себя в расходах по каждой куче и заранее  помышлять  о
том, чтобы к концу года  оставался  от  каждой  остаток  для  бедных,  а  не
сходились бы только концы с концами. Если вы будете  держать  это  в  голове
своей беспрестанно, то вы  никогда  не  заедете  без  надобности  сильной  в
магазин и не купите себе неожиданно для себя  самой  какое-нибудь  украшенье
для камина или стола, на что так  падки  у  нас  как  дамы,  так  и  мужчины
(последние еще больше и  суть  не  женщины,  а  бабы).  Ваши  прихоти  будут
невольно и нечувствительно сжиматься, и  дойдет  наконец  до  того,  что  вы
почувствуете сами, что вам  не  нужно  иметь  больше  одной  кареты  и  пары
лошадей, больше четырех блюд за столом, что званый обед может также насытить
людей и на простом сервизе, с прибавкой  одного  лишнего  блюда  да  бутылки
вина, разнесенного без всяких тонкостей в простых рюмках. Вы даже не  только
не сгорите от стыда, если пойдет по городу слух,  что  у  вас  не  comme  il
fault* , но еще посмеетесь тому  сами,  уверившись  истинно,  что  настоящее
comme il fault есть то, которое  требует  от  человека  тот  самый,  который
создал его, а не тот, который приводит в  систему  обеды,  даже  и  не  тот,
который сочиняет всякий день  меняющиеся  этикеты,  даже  и  не  сама  мадам
Сихлер. Заведите для всякой денежной кучи особенную  книгу,  подводите  итог
всякой куче каждый месяц и перечитывайте в последний день месяца все вместе,
сравнивая всякую вещь одну с другою, чтобы уметь узнавать,  во  сколько  раз
одна нужнее другой, чтобы видеть ясно, от какой прежде  нужно  отказаться  в
случае необходимости, чтобы научиться мудрости  постигать,  что  из  нужного
есть самое нужнейшее.

     *светскость, соблюдение светских приличий (франц.)

     Держитесь этого строго в продолжение целого года.  Крепитесь  и  будьте
упрямы, и во все это время молитесь богу, чтобы укрепил вас. И вы  окрепнете
непременно. Важно то, чтобы в человеке хотя  что-нибудь  окрепнуло  и  стало
непреложным; от  этого  невольно  установится  порядок  и  во  всем  прочем.
Укрепясь в деле вещественного порядка, вы укрепитесь нечувствительно в  деле
душевного порядка. Распределите ваше время; положите всему непременные часы.
Не оставайтесь  поутру  с  вашим  мужем;  гоните  его  на  должность  в  его
департамент, ежеминутно напоминая ему о том, что он весь должен принадлежать
общему делу и хозяйству всего государства (а его  собственное  хозяйство  не
его забота: оно должно лежать на вас, а не на нем), что  он  женился  именно
затем, чтобы, освободя себя от мелких забот, всего отдать  отчизне,  и  жена
дана ему не на помеху службе, но в укрепленье его на службе. Чтобы все  утро
вы работали порознь, каждый на своем поприще,  и  через  то  встретились  бы
весело перед обедом и обрадовались бы так друг другу, как бы  несколько  лет
не видались, чтобы вам было что пересказать друг другу и  не  попотчевал  бы
один другого зевотой. Расскажите ему все, что  вы  делали  в  вашем  доме  и
домашнем  хозяйстве,  и  пусть  он  расскажет  вам  все,  что  производил  в
департаменте своем для общего хозяйства. Вы должны знать непременно существо
его должности, и в чем состоит его часть, и какие дела случилось ему вершить
в тот день, и в чем именно они состояли. Не пренебрегайте  этим  и  помните,
что жена должна быть помощницей мужа. Если только в течение одного  года  вы
будете внимательно выслушивать от него все, то на другой год будете в  силах
подать ему даже  совет,  будете  знать,  как  ободрить  его  при  встрече  с
какою-нибудь неприятностью  по  службе,  будете  знать,  как  заставить  его
перенести и вытерпеть то, на что у него  не  достало  бы  духа,  будете  его
истинный возбудитель на все прекрасное.
     Начните же с  этого  дня  исполнять  все,  что  я  вам  теперь  сказал.
Крепитесь, молитесь и просите бога беспрерывно, да поможет вам  собрать  всю
себя в себе и держать себя. Все у нас теперь  расплылось  и  расшнуровалось.
Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил сам себя в подлое подножье всего и
в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы  в
ее истинном смысле. Эту свободу один мой приятель,  который  вами  лично  не
знаем, но которого, однако же, знает вся Россия, определяет так: "Свобода не
в том, чтобы говорить произволу своих желаний: да, но  в  том,  чтобы  уметь
сказать им: нет". Он прав, как сама правда. Никто теперь в России  не  умеет
сказать самому себе этого твердого "нет". Нигде я не  вижу  мужа.  Пусть  же
бессильная женщина ему о том напомнит! Стало так теперь все чудно, что  жена
же должна повелеть мужу, дабы он был ее глава и повелитель.
     1846